Анализ проблем и перспектив налоговой системы РФ
Наличие трех разных критериев вызывает определенные сложности, поскольку одновременная их реализация в налоговой системе достаточно проблематична. Например, при выборе между подушным налогом и подоходным, последний будет более соразмерным, хотя он и вызывает более сильный по сравнению с подушным налогом дестимулирующий эффект в отношении предложения труда. Поэтому при формировании оптимальной структуры системы налогов необходимо сопоставить преимущество соразмерности подоходного налога с ущербом от дестимулирования труда. Подход, используемый исследователями по оптимальному налогообложению, предполагает использование экономического анализа для объединения всех трех критериев в один, неявно выводимый из относительных весовых показателей, присваиваемых каждому из этих критериев. Это достигается с помощью применения понятия «индивидуальная полезность» и «общественное благосостояние». При этом общественное благосостояние рассматривается как индикатор благополучного состояния общества и зависит от полезностей отдельных лиц. Однако в данном случае общественное благосостояние определяется не только суммой индивидуальных полезностей, а и равномерностью их распределения. Обычно предполагается, что общественное благосостояние уменьшается по мере роста неравенства полезностей. Таким образом, понятие общественного благосостояния выражает одну из идей, характеризующих справедливость налоговой системы: налоги тогда справедливы, когда они снижают степень неравенства. Определение оптимальной налогооблагаемой базы остается центральным вопросом налоговой политики. «Всякая идеальная база сама по себе создает «ровное игровое поле».
На современном этапе существует два конкурирующих принципа определения оптимальной налоговой базы: принцип полных доходов и принцип расходов (потребления). Налогообложение полных доходов предусматривает взимание налогов со всех доходов, включая любые изменения в размере богатства по мере его накопления. Это равноценно взиманию налогов с текущих расходов (или потребления) плюс с чистого изменения богатства (сбережений), соответственно при этом не берутся налоги с доходов от сбережений. Дискуссия о том, какой из принципов предпочтителен, не прекращается с 1955 г., когда Калдор впервые предложил ввести налог на расходы. В 70-е годы дискуссии был придан дополнительный импульс после обнародования двух документов о необходимости введения налога на расходы: доклада комиссии Джеймса Мида в Великобритании и доклада Казначейства США в 1977. Дебаты по данному вопросу продолжаются в настоящее время. Как было определено выше, критериями выбора системы налогов на современном этапе являются: справедливость, экономическая эффективность и администрирование. Именно по этим критериям предлагается оценить преимущества применения одного из двух принципов определения налоговой базы. На первый взгляд является очевидным, что налоги на расходы являются более эффективными, т.к. они обладают менее выраженным дестимулирующим эффектом на предпринимательскую активность. Один из главных выводов экономической теории заключается в том, что при определенных условиях налоговая система не должна препятствовать росту эффективности производства. Налоговая система, которая никак не искажала бы формы экономической активности, была бы оптимальной. Принцип эффективности производства действует только тогда, когда все формы экономической деятельности обеспечивают «в пределе» одинаковую доходность. Если этого нет, то размер полного богатства может быть увеличен за счет переориентации с одних видов деятельности, обеспечивающих низкую предельную норму прибыли, на другие, обеспечивающие более высокую предельную рентабельность. В реально действующих системах так и происходит - к одним видам активов относятся с большей благосклонностью, чем к другим. При таких условиях есть вероятность, что капитал будет неэффективно распределяться в экономике по сферам применения.
Окончательно доказать преимущество какой-то одной налоговой базы над другой, исходя из принципа только экономической эффективности, весьма затруднительно, все зависит от сложившихся экономических условий на данной стадии экономического развития. В стабильно развивающейся экономике отказ от обложения по принципу полных доходов станет возможным, если налоговая система будет иметь иной механизм изъятия сверхдоходов.