Краткая экономическая характеристика ЧТУП «Гомельская универсальная база»
Источник - собственная разработка. Таблица составлена на основании практических данных организации
Как видно из данных таблицы 2.4, рентабельность продаж основной деятельности за рассматриваемый период имеет положительную динамику, в 2010 г. рост данного показателя по отношению к 2009 г. составил 0,1 %, а в 2011 г. по отношению к 2010 г. 0,8 %, таким образом увеличившись на 0,9 %. Рентабельность продаж - показатель рентабельности, который показывает долю в прибыли в каждом заработанном рубле, в следствии чего увеличение рентабельности продаж отражает увеличение доли прибыли .
Рентабельность продаж в целом по организации является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных предприятий рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли. В исследуемой организации данный показатель имеет положительную динамику, так в 2011 г. по отношению к 2009 г. произошло его увеличение на 1,3 %, хотя наблюдалось некоторое снижение рентабельности продаж в целом по организации в 2010 г. в размере -0,2.
Рентабельность расходов основной деятельности, это отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции. Данный показатель отражает размер полученной прибыли с одного рубля себестоимости, в % отношении. Так в 2010 г. данный показатель увеличился на 0,1%, а в 2011 г. увеличился на 1,1% по отношению к 2010 г., или на 1,2 % по отношению к 2009 г. Таким образом размер прибыли полученный с каждого рубля вложенного в хозяйственную деятельность, на протяжении всего исследуемого периода, увеличивается
Рентабельность расходов в целом по организации близок к показателю рентабельность расходов основной деятельности, однако в расчет принимаются внереализационные и операционные расходы. Данный показатель так же имеет положительную динамику в целом за рассматриваемый период, увеличившись в 2011 г. по отношению к 2009 г. на 1,4 %, однако в 2010 г. по отношению к 2009 г. наблюдалось некоторое снижение данного показателя на -0,3.
Рента́бельность акти́вов - относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на среднюю величину активов организации за период. Показывает способность активов организации приносить прибыль. Рентабельность активов - индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств, показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации. За исследуемы период произошло увеличение данного показателя на 5,5 %. Так в 2010 г. данный показатель остался без изменений, на уровне 4,2 %, а в 2011 г. увеличился сразу на 5,5 % как по отношению к 2009 г., так и к 2010 г.
Таким образом, в ЧУП «Гомельская универсальная база» необходимо провести ряд мероприятий, направленных на уменьшение расходов на реализацию, с целью повышения прибыли от реализации. Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что необходимо увеличивать собственные средства и в свою очередь уменьшать заемные, в том числе кредиторскую задолженность. Также необходимо изучать платежеспособность покупателей, принимать своевременные меры по взысканию дебиторской задолженности. Необходимо увеличивать оборачиваемость товаров (недопущение образования излишних и ненужных запасов).