Основные аналитические показатели финансовой отчетности предприятия
Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными обязательствами позволяет выяснить текущую ликвидность. Сравнение же медленно реализуемых активов с долгосрочными обязательствами отражает перспективную ликвидность. Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности (или неплатежеспособности) предприятия на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени. Перспективная ликвидность представляет собой прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей (из которых в соответствующих группах актива и пассива представлена, лишь часть, поэтому прогноз приближенный).
Коэффициент текущей ликвидности можно рассчитать по формуле:
, (1)
где ОА - оборотные активы предприятия;
КП - краткосрочные пассивы.
Коэффициент абсолютной ликвидности. В России оптимальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности считается равным 0,2 - 0,25. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается по формуле:
, (2)
где Д - денежные и приравненные к ним средства [45, C 285].
. Показатели платежеспособности - финансовая устойчивость в долгосрочной перспективе.
В долгосрочной перспективе сложно спрогнозировать величину денежных потоков, и соответственно рассчитать коэффициенты ликвидности, поэтому для оценки финансовой устойчивости используют коэффициенты характеризующие структуру капитала.
К относительным показателям, характеризующим финансовую устойчивость, относятся следующие.
Коэффициент концентрации собственного капитала - определяет долю средств, инвестированных в деятельность предприятия его собственниками. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие.
Коэффициент концентрации собственного капитала рассчитывается по следующей формуле:
, (3)
где СК - собственный капитал;
ВБ - валюта баланса.
Коэффициент финансовой зависимости предприятия - означает насколько активы предприятия финансируются за счет заемных средств. Слишком большая доля заемных средств снижает платежеспособность предприятия, подрывает его финансовую устойчивость и соответственно снижает доверие к нему контрагентов и уменьшает вероятность получения кредита.
Однако, и слишком большая доля собственных средств также невыгодна предприятию, так как если рентабельность активов предприятия превышает стоимость источников заемных средств, то за недостатком собственных средств, выгодно взять кредит. Поэтому каждому предприятию, в зависимости от сферы деятельности и поставленных на данный момент задач необходимо установить для себя нормативное значение коэффициента [22, C. 78].
Коэффициент финансовой зависимости рассчитывается по следующей формуле:
, (4)
Коэффициент маневренности собственного капитала - характеризует какая доля источников собственных средств находится в мобильной форме и равен отношению разности между суммой всех источников собственных средств и стоимостью внеоборотных активов к сумме всех источников собственных средств и долгосрочных кредитов и займов. Рекомендуемое значение - 0,5 и выше.
Коэффициент маневренности собственного капитала рассчитывается по следующей формуле:
, (5)
Коэффициент концентрации заемного капитала - по сути, очень схож с коэффициентом концентрации собственного капитала, описанным выше. Коэффициент концентрации заемного капитала рассчитывается по следующей формуле:
, (6)
где ЗК - заемный капитал (долгосрочные и краткосрочные обязательства предприятия).
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств рассчитывается по следующей формуле:
, (7)
Далее рассмотрим коэффициенты, характеризующие платежеспособность предприятия.
. Показатели рентабельности - эффективность работы компании.
Существует два типа показателей рентабельности. Показатели первого вида оценивают рентабельность по отношению к продажам и затратам, а показатели - по отношению к инвестициям. Рассматриваемые вместе, они дают представление об эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
По показателю рентабельности реализованной продукции узнают, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции. Рентабельность реализованной продукции можно представить в виде:
, (8)
где ЧПВ − чистая прибыль, доступная владельцам обыкновенного капитала;