logotype
    • На главную
    • Налоги и налогообложение
    • Эволюция денег
    • Финансовый анализ

Экономическая сущность налога на доходы физических лиц в современных условия хозяйствования в Республике Беларусь

Из данных таблицы 1.3 следует, что за весь исследуемый период намечен стабильный прирост поступлений в бюджет налогов на доходы и прибыль, так в 2006 году сумма поступлений равнялась 6 143,7 млрд. рублей, что составляло 21,2% всех налоговых поступлений в бюджет, в 2007 году 7 464,7 млрд. рублей, а в 2008 году 11 176,3 млрд. рублей или 22% всех налоговых поступлений в бюджет. Данная тенденция свидетельствует о росте доходов физических лиц и прибыли юридических лиц за рассматриваемый временной период, что является положительным моментом в функционировании экономики в целом, так как указывает на рост благосостояния населения и рост потребления, а так же на увеличение рентабельности предприятий, что автоматически приводит к дальнейшему увеличению темпов роста экономики, и увеличению доходов населения. В разрезе данного показателя стоит отметить рост поступлений в бюджет подоходного налога, так в 2006 году он составлял 2480,4 млрд. рублей, в 2007 году 3080,9 млрд. рублей, а в 2008 году 4182,9 млрд. рублей, таким образом темп изменения к 2006 году достигает значения 168,6 %. Если учесть уровень инфляции по годам, которая составляет в 2006 году 106,6 %, в 2007 году 112,1 %, а в 2008 году 113,3 %, то получится величина отражающая рост реальных денежных доходов населения, которая остановилась на уровне 136,6 %. Таким образом доход плательщиков подоходного налога за 3 года, с 2006 по 2008 год увеличился в реальном выражении на 36, 6 %.

Налог на доходы за рассматриваемый временной период также увеличился с 185,3 млрд. рублей в 2006 году, до 413,7 млрд. рублей в 2008 году, темп изменения составил 223,3 %, однако следует отметить падение налоговых поступлений полученных от обложения дохода граждан в 2007 году до 150, 5 млрд. рублей, что связано с пересмотром прав на предоставление льгот физическим лицам, и увеличением количества льготных категорий граждан. Что касается размеров единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, то тут наблюдается иная тенденция, так в 2006 году размер налоговых поступлений составлял 242,2 млрд. рублей или 0,8 % от поступлений в бюджет, в 2007 году 269 млрд. рублей или 0,7%, а в 2008 году 225,3 млрд. рублей или 0,4 %. Следует отметить, что налоги на доходы физических лиц в Республике Беларусь в 2006 году составляли 10 % от всех поступлений в бюджет, в 2007 году 9,5 %, а в 2008 году 9,4 %.

Являясь важным источником дохода бюджета, налоги на доходы физических лиц можно сравнить с акцизным налогом, или налогом на прибыль по удельному весу в структуре налоговых поступлений в бюджет, однако следует отметить ,что в странах Западной Европы данный показатель намного выше, находясь в диапазоне от 20 % до 35 % и выше, таким образом он является индикатором доходов населения, показывая какую часть доходов население отдает в государственные фонды для перераспределения, говоря о том что в Республике Беларусь низкий уровень дохода населения по сравнению с другими странами Европы. Однако для более точной оценки фискальной значимости налогов на доходы физических лиц следует рассмотреть данные за 2009 - 2011 гг., данные представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 - Доходы бюджета Республики Беларусь по видам доходных источников за 2009-2011 годы

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

 

млрд рублей

Удельный вес в доходах бюджета %

млрд рублей

Удельный вес в доходах бюджета, %

млрд рублей

Удельный вес в доходах бюджета, %

 

Доходы бюджета, всего *

46 621,0

100,0

48 650,1

100,0

85 433,5

100,0

 

Налоговые доходы в том числе:

41 300,3

88,6

44 863,0

92,2

73 430,7

86,0

 

Налоги на доходы и прибыль

9 630,7

20,7

11 822,5

24,3

18 563,6

21,8

 

Подоходный налог

4 305,3

9,2

5 380,9

11,1

9 316,5

10,9

 

Налог на прибыль

4 607,7

9,9

5 580,4

11,5

8 688,9

10,2

 

Налог на доходы

248,8

0,5

297,0

0,6

558,3

0,7

 

Целевые сборы (сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района), транспортный сбор), с 2010 г. - сбор на развитие территорий

468,9

1,0

564,3

1,1

отменен

 

Налоги на собственность

1 626,7

3,5

1 850,1

3,8

2 549,2

3,0

 

Земельный налог

617,9

1,3

675,3

1,4

959,5

1,1

 

Налог на недвижимость (с учетом налога за незавер-шенное строительство)

1 008,8

2,2

1 174,8

2,4

1 589,7

1,9

 

Налоги на товары и услуги

19 907,2

42,7

22 980,8

47,2

34 754,6

40,7

 

Налог на добавленную стоимость

12 083,1

25,9

16 226,4

33,4

26 498,5

31,0

 

Налог с продаж

567,2

1,2

отменен

 

Налог при упрощенной системе налогообложения

488,7

1,1

723,0

1,5

1 167,6

1,4

 

Платежи, исчисляемые из выручки от реализации (сбор в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог, с 2008 г. - отменен налог с пользователей автомобиль-ных дорог, с 2010 г. - отменен сбор в респ. фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки)

1 411,5

3,0

отменен

 

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

300,5

0,6

316,1

0,7

338,4

0,4

 

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

219,2

0,5

257,4

0,5

255,1

0,3

Акцизы

3 637,4

7,8

4 350,2

8,9

5 599,5

6,6

Налог на приобретение автомобильных транспортных средств

61,5

0,1

отменен

Налог на игорный бизнес

61,9

0,1

70,0

0,1

108,2

0,1

Налог на услуги

196,1

0,4

200,7

0,4

отменен

Сборы с заготовителей

3,4

0,01

3,2

0,01

10,7

0,01

Сборы с пользователей, с 2010 г. - налог за владение собаками

3,1

0,01

2,1

0,004

2,8

0,003

Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств

173,4

0,4

233,5

0,5

89,6

0,1

Отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи

62,9

0,2

71,9

0,2

92,9

0,1

Регистрационные сборы (с 2011 г. - специальные сборы (пошлины))

12,9

0,03

15,3

0,03

25,7

0,03

Экологический налог (платежи за использование природных ресурсов, за переработку нефти и нефтепродуктов, с 2010 г. -включая налог за добычу (изъятие) природных ресурсов)

624,2

1,3

510,8

1,0

565,3

0,7

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные сборы, пошлины, оффшорный сбор, прочие поступления от внешнеэкономической деятельности)

7 969,5

17,1

5 776,2

11,9

15 146,9

17,7

Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи

2 166,2

4,6

2 433,3

5,0

2 416,4

2,8

Отчисления в инновационные фонды

1 736,4

3,7

1 706,5

3,5

1 495,1

1,7

Государственная пошлина

260,2

0,6

292,3

0,6

341,0

0,4

Поступления по отмененным налогам прошлых лет

13,0

0,03

217,7

0,4

174,2

0,2

Иные налоги, сборы (пошлины) и обязательные платежи**

156,6

0,3

216,8

0,5

406,1

0,5

Неналоговые доходы в том числе:

5 320,7

11,4

3 787,1

7,8

12 002,8

14,0

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

3 346,9

7,2

1 776,1

3,7

7 510,3

8,8

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности

1 022,8

2,2

1 127,0

2,3

2 408,7

2,8

Штрафы, удержания

286,6

0,6

288,2

0,6

340,6

0,4

Прочие неналоговые доходы

664,4

1,4

595,8

1,2

1 743,2

2,0

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7

Разделы

  • Налоговая система России
  • Налоги и налогообложение
  • Налог на доходы физических лиц
  • Эволюция денег
  • Финансовый анализ
  • Научные материалы

Налог на доходы

  • Плательщики налога
  • Налоговые ставки
  • Налоговые освобождения

Финансовые результаты

  • Анализ финансовой устойчивости
  • Анализ ликвидности балансаи
  • Анализ доходности капитала

Федеральный бюджет

  • Доходы федерального бюджета
  • Расходы федерального бюджета
  • Анализ бюджета РФ
Copyright © 2008 - 2025 www.financelike.ru