Анализ влияния фискальных инструментов в Республике Беларусь
фискальный политика денежный спрос
Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.
Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по-прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования
Таблица 2.1 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь | |||
Показатели кредитоспособности |
Норматив МББР |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
Отношение внешнего госдолга к экспорту товаров и услуг в % |
220 |
31,8 |
32,5 |
Отношение внешнего госдолга к ВВП,% |
50 |
16,5 |
17,8 |
Отношение платежей по внешнему госдолгу к экспорту товаров и услуг, % |
25 |
1,3 |
2,6 |
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США. Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (табл.2.1) [10].
Несмотря на благоприятную в целом экономическую ситуацию сохраняются факторы риска макроэкономической стабилизации, экономического роста и конкурентоспособности, в том числе, со стороны фискального сектора. В частности, к факторам финансовой (бюджетной) неустойчивости можно отнести: высокий уровень перераспределения ВВП через бюджет и внебюджетные источники. В бюджете аккумулируется половина валового внутреннего продукта. Основную часть всех поступлений в консолидированный бюджет составляют налоговые платежи, т. е. средства, изымаемые у предприятий и населения. В результате такого высокого изъятия средств у предприятий ограничиваются их инвестиционные возможности, снижается ликвидность. Таким образом, высокий уровень налогов, обеспечивая значительные поступления в бюджет, вместе с тем, ухудшает перспективу долгосрочного экономического роста и оказывает негативное влияние на состояние реального сектора.
При высоком уровне налогообложения государство перераспределяет между отдельными отраслями и предприятиями. Объемы бюджетных средств, выделяемые на национальную экономику, возрастают. В 2009 году расходы на национальную экономику составили практически 33% от общей суммы расходов консолидированного бюджета. В настоящее время ресурсы перераспределяются в основном в аграрный сектор, куда направляется около половины всех бюджетных средств, выделяемых на национальную экономику.
Анализ налоговых платежей показал, что темп роста налоговых поступлений физических лиц существенно выше, чем по юридическим лицам. Анализ структуры налоговых платежей показал их недостаточную эффективность [11]. Динамику государственных расходов и доходов за 2007- 2011 года можно проследить в приведенной ниже таблице.
Таблица 2.2 - Расходы и доходы республиканского бюджета за 200
7
- п.пол.2011 года
Показатели |
Исполнено за 2007год, млрд р. |
Исполнено за 2008год, млрд р |
Исполнено за 2009год, млрд р |
Исполнено за 2010год, млрд р |
Исполнено за январь - октябрь 2011год, млрд р |
Всего доходов |
36204,2 |
49043,7 |
46 740,8 |
48 772,8 |
37971,3 |
из них: | |||||
- налог на прибыль и доходы |
2185,2 |
3285,8 |
4 607,7 |
5 580,4 |
2095,6 |
- налог на добавленную стоимость |
6069,1 |
8066,5 |
12 083,1 |
16 226,4 |
13642,8 |
- акцизы |
2884,0 |
3730,6 |
3637,4 |
4 350,2 |
4316,7 |
- доходы от внешнеэкономической деятельности |
6281 |
10613 |
7969 |
5834,6 |
10897,2 |
- поступления в Фонд социальной защиты населения |
11256,7 |
14496,5 |
15799,4 |
20691,4 |
22590,7 |
Всего расходов |
35909,0 |
48117,9 |
49 200,8 |
52 980,8 |
29552,0 |
из них: | |||||
общегосударственные расходы |
8734,1 |
12073,5 |
8053,5 |
10 188,6 |
13662,6 |
- национальная экономика и ЖКХ |
9178,3 |
14446,8 |
19402,5 |
16307,8 |
5189,4 |
- расходы на финансирование социальной сферы (образование, культура, кино, СМИ, здравоохранение, физкультура и спорт, социальная политика) |
14515,9 |
17718,8 |
36310 |
26484,4 |
6359,3 |
Превышение доходов над расходами (+), Дефицит (-) |
+295,2 |
+925,8 |
-2 459,9 |
-4 208,0 |
+2130,9 |