Анализ влияния фискальных инструментов в Республике Беларусь
Проследим, как изменялись государственные доходы за 2007-2010 годы.
В 2008 году доход увеличился на 37% по сравнению с 2007 , а в абсолютном значении - 12839,5 млрд р.
В 2009 году снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В консолидированный бюджет поступило 46740,8 млрд. р. доходов. В реальном выражении это на 15,4% меньше, чем за 2008 год.
В 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 48 772,8 млрд. р., что на 4,3% больше, чем в 2009 году.
За январь-октябрь 2011 года доходы республиканского бюджета составили 37971,3 млрд. р., или 77,0 % годового плана.
Таким образом, нельзя сказать, что государственные доходы изменяются одинаковыми темпами, потому что процент прироста колеблется.
Основным источником государственных доходов являются налоги (около 70%), Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость - на 24,6%, налога на прибыль - на 12,3%, акцизов - на 10,9% .
Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 10897,2 млрд. р., или 72,8% уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 22590,7 млрд. р., или 87,1% уточненного годового плана.
А теперь рассмотрим как изменялись государственные расходы за указанный период [12].
В 2008 году государственные расходы увеличились на 34 % в сравнении с 2007 годом. И это составило в абсолютном значении -12208,9 млрд. р.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 1,6%.
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Расходы республиканского бюджета за январь - сентябрь 2011 года составили 29,6 трлн. рублей, или 74,3% годового плана.
А теперь посмотрим дефицит или профицит наблюдался в нашей стране в 2007 - 2011годах.
В 2007 году профицит составил: 422,1 млрд. р.
В 2008 году профицит: 1852 млрд. р.
В 2009 году дефицит: 958,3 млрд. р.
В 2010 года дефицит: 4 208,0 млрд. р.
За январь- сентябрь 2011 года профицит республиканского бюджета составил 2130,9 млрд. р., или 1,1% к ВВП.
Какую же фискальную политику проводит наше государство? Фискальная политика, проводимая государством, является стимулирующей, которая может быть использована для предотвращения длительного спада. Каждый год в нашей республике планируется сделать небольшой дефицит, в результате получается дефицит пониже или вообще профицит. В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом. В 2011 году планировалось включить в республиканский бюджет средства государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фонда охраны природы, фонда национального развития, фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонда универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания), а также инновационных фондов; структуру доходов республиканского бюджета составляют налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления.
Основными задачами в области политики расходов бюджета в 2011 году является сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, укрепление действующих социальных гарантий, поддержка реального сектора экономики, то есть будет сохранен курс на социальную направленность
бюджета.
Значительную часть бюджета составили расходы на оплату труда, пенсий, стипендий, пособий, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
Также существенно планировалось изменить и налоговую система страны.
Согласно Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011- 2015 годы, планируется создание эффективной системы управления государственным долгом; уменьшение налоговой нагрузки, включая снижение на 2 - 4 % ставки налога на прибыль; введение механизма переноса убытков на будущие прибыли, сокращение количества налоговых льгот и (или) повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата, переход к формированию инновационных фондов за счет отчислений из прибыли подчиненных государственных организаций и расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения; улучшение структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с учетом практики экономически развитых и быстро развивающихся стран; снижение временных затрат на расчет и уплату налогов; внесение изменений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь в части уточнения норм среднесрочного финансового планирования, в том числе норм, позволяющих внедрить в практику работы программно-целевой метод бюджетного планирования; оптимизация сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, переход от содержания бюджетной организации к оплате ее услуг, расширение спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг, включая медицину и образование; формирование общественно значимыми организациями финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности начиная с 2012 года; разработка нормативной базы по вопросам управления государственным долгом и долгом органов местного управления и самоуправления [13, с. 456].