Методический инструментарий и средства разработки финансовой политики предприятия
Эффективность финансовой политики организации как уровень достижения наилучшего результата при наименьших затратах измеряется показателями финансовой эффективности работы его подразделений каждого в отдельности и в целом, показателями эффективности направления и использования финансовых потоков, материальных и трудовых ресурсов.
Основное средство реализации финансовой политики - финансовый механизм организации, т.е. система управления финансовыми отношениями организации через финансовые рычаги с помощью финансовых методов. Элементами финансового механизма являются финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления (таблица 2.2). [12]
Таблица 2.2 - Элементы финансового механизма
Элементы |
Содержание |
Финансовые отношения |
Принципы и система взаимодействия сторон бизнеса в процессе инвестирования, кредитования, налогообложения, применения финансовых рычагов, страхования и т.д. Законодательная и нормативная базы устанавливают правила финансового управления и ведения финансовых операций, права и обязанности руководства и исполнителей в финансовых отношениях организации. |
Финансовые рычаги |
Набор финансовых показателей, способов, приемов и средств воздействия управляющей системы на хозяйственную деятельность организации: - прибыль; - доход; - цена; - заработная плат; - операционный рычаг; - финансовый рычаг; - проценты; - дивиденды; - финансовые санкции и т.п. |
Финансовые методы |
- бухгалтерский учет (финансовый и управленческий); - экономический анализ (финансовый и управленческий); - финансовый мониторинг; - финансовое планирование; - бюджетирование; - финансовое регулирование; - финансовый контроль. |
Так, бухгалтерский учет (финансовый и управленческий) обеспечивает финансовую политику необходимой информацией.
Экономический анализ является главным инструментом построения и оценки финансовой политики, выявления тенденций, измерения пропорций, планирования, прогнозирования, определения факторов, исчисления их влияния на результат, выявления неиспользованных резервов. На основе анализа делают экономически обоснованные выводы и разрабатывают рекомендации по совершенствованию управления производственной системой.
Финансовый мониторинг (мониторинг финансового состояния) - система непрерывного контроля и анализа за финансовым состоянием и результатами работы организации.
Методы бюджетирования образуют систему построения и проведения финансовой политики в планах и прогнозах, в количественной оценке. Эти методы обеспечивают также контроль над процессом реализации финансовой политики.
Финансовый контроль позволяет проверять сохранность капитала, определять соответствие реальных процессов целям финансовой политики, устанавливать ответственность за нарушение финансовой дисциплины [25].
Основными инструментами финансовой политики являются: система материального стимулирования и ответственности работников, методы бухгалтерского учета, контроля и экономического анализа, финансовый мониторинг, бюджетирование, планирование и прогнозирование, инжиниринг и реинжиниринг бизнеса, финансовые деривативы (рисунок 3).
Материальная основа финансовой политики и основной ее объект - финансовые потоки. Финансовые потоки организации разделяют по трем основным видам деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой (таблица 10).
В составе финансовой политики можно выделить такие основные направления, как финансовую политику производственных процессов, инвестиций, кредитных отношений, операций с ценными бумагами, регулирования денежных потоков, налоговых расчетов, применения финансовых инструментов [33].
Решения, определяющие финансовую политику, подразделяют на краткосрочные и долгосрочные. Мероприятия по организации и использованию финансов представляются как краткосрочные, если рассчитаны на период не более 12 месяцев или период продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Они нацелены на принятие текущих решений и на управление в режиме реального времени. Финансовые решения и мероприятия, преследующие цель достичь определенных результатов за период более 12 месяцев и превышающих операционный цикл, относят к долгосрочной политике.
Принципы формирования краткосрочной и долгосрочной политики взаимозависимы. Краткосрочные решения в области финансов должны соотноситься с долгосрочными целями и способствовать их достижению. Такие соотношения тесно связаны с вопросами стратегии и тактики в финансовой политике.