Основные виды деятельности и характеристика конкурентной среды
К показателям, с помощью которых может быть исчислен товарооборот предприятия, относятся [32]:
объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах, динамика которого позволяет оценить как изменились показатели основной деятельности предприятия в номинальном (без корректировки на изменение цен) исчислении;
объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах. На практике с 1992 г. сопоставление цен происходит на основе использования индекса-дефлятора, ежемесячно рассчитываемого Росстатом. Динамика этого показателя показывает, насколько уровень инфляции повлиял на состояние основной деятельности предприятия;
современная структура товарооборота по отдельным группам товаров позволяет оценить и спланировать стратегию реализации на перспективу, оценить динамику удельного веса товаров тои или иной товарной группы.
Показатели, характеризующие динамику номинальных и реальных показателей товарооборота-нетто ООО «Компания Орион», представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Динамика товарооборота ООО «Компания Орион» в 2007-2009 гг. (тыс. руб.)
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | ||
Факт |
К 2007, % |
Факт |
К 2008, % | ||
Выручка от продаж-нетто в текущих ценах, в т.ч.: - парфюмерия и косметика; - изделия из пластмассы; - бытовая химия |
2 231 2 160 171 - |
10 429 9 992 437 - |
547,3 462,6 255,6 - |
24 108 22 019 790 1 299 |
231,2 220,4 180,8 - |
Индекс цен |
1,0 |
1,125 |
1,088 | ||
Выручка от продаж в сопоставимых ценах, в т.ч.: - парфюмерия и косметика; - изделия из пластмассы; - бытовая химия |
2 231 2 160 171 - |
8 676 8 312 364 - |
388,9 384,9 212,8 - |
16 854 15 394 552 908 |
194,3 185,2 151,6 - |
Анализируя данные табл. 1, можно сделать ряд выводов. Рост валового оборота-нетто ООО «Компания Орион» в номинальном измерении в 2008 г. - в 5,5 раз, а в 2009 г. - в 2,3 раза к выручке-нетто предыдущих лет. Однако, учитывая, что темпы инфляции в 2008 г. составили 12,5%, а в 2009 г. - 8,8% (по оценке Госкомстата РФ), то, исключая влияние изменения цен, рост выручки от реализации продукции предприятия без налога на добавленную стоимость (НДС) в сопоставимых ценах 2007 г. (только за счет объемов реализации в натуральном выражении вне зависимости от динамики цен и инфляционных процессов) достиг «лишь» 3,9 раз в 2008 г. и 1,9 раз в 2009 г. Таким образом, объем выручки от реализации ООО «Компания Орион» в 2009 г. составлял в сопоставимых ценах 7,6 раза от уровня 2007 г., тогда как за этот период объем выручки от реализации в номинальном исчислении вырос в 10,8 раз.
На достаточно существенном по рыночным меркам приросте объемов реализации ООО «Компания Орион» сказалось улучшение конъюнктуры рынка, несмотря на кризисные явления последних лет, качество финансового менеджмента и возможность установления договорных взаимоотношений с контрагентами на принципах «отсрочки платежа», коммерческого кредита, а также получение статуса официального дилера ряда крупнейших парфюмерно-косметических компаний России, что предусматривает, кроме использования принципа «отсрочки платежа», получение дилерских скидок компаний.
Немаловажным был и эффект быстрого восстановления хозяйственных связей с покупателями товаров, частично утерянных после пожара в декабре 2006 г. Кроме того на динамику реализации в реальном измерении наложился фактор затухания инфляционных тенденций в экономике, что улучшило ситуацию с динамикой товарооборота в сопоставимых ценах.