Основные направления современной финансовой политики предприятий
Основными целями финансовой политики большинства современных российских предприятий являются: максимизация прибыли, оптимизация структуры капитала компании, обеспечение ее финансовой устойчивости, повышение уровня капитализации компании, повышение конкурентоспособности и усиление позиций на рынке, достижение информационной прозрачности финансово-экономической деятельности, обеспечение инвестиционной привлекательности компании, создание эффективного механизма управления компанией [15].
Выбор того или иного варианта финансовой политики компании зависит от множества внутренних и внешних факторов. На выбор и обоснование корпоративной финансовой политики влияют следующие основные внутренние факторы: организационно-правовая форма компании, отраслевая принадлежность и вид деятельности, масштабы деятельности, наличие автоматизированных информационных систем, организационная структура управления, степень развития финансового менеджмента в компании. К внешним факторам относятся макроэкономическая ситуация, конъюнктура рынков, степень либерализации законодательства и другие.
В зависимости от временного горизонта и целей различают долгосрочную и краткосрочную корпоративную финансовую политику. Долгосрочная финансовая политика направлена на всесторонний поиск источников финансового обеспечения ее развития, достижение высокого финансового потенциала, обеспечивающего долгосрочную финансовую устойчивость предприятия. Краткосрочная финансовая политика направлена на решение наиболее острых текущих финансовых проблем, позволяющее улучшить финансовое состояние компании и повысить ее финансовую устойчивость в короткие сроки.
Взаимосвязь долгосрочной финансовой политики компании с краткосрочной проявляется в том, что последняя конкретизирует инструменты и способы достижения долгосрочных целей компании по отдельным аспектам ее финансовой деятельности. Приоритет в принятии финансовых решений в компании принадлежит долгосрочной финансовой политике, способной обеспечить эффективное развитие компании и ее высокую финансовую устойчивость. Соответственно и состав элементов долгосрочной финансовой политики отличается от краткосрочной финансовой политики компании.
В состав долгосрочной корпоративной финансовой политики включаются инвестиционная и дивидендная политика, поскольку от этих направлений зависят финансовый потенциал и долгосрочная финансовая устойчивость компании.
Поиск и выбор источников привлечения инвестиций для развития предприятия включает анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде, определение конкретных целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде, расчет предельного объема привлечения заемных средств, оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников, определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, выбор форм привлечения заемных средств.
Основным источником инвестиций для российских компаний остаются собственные средства. Они превышают половину всего объема инвестиций (более 25% общего финансирования идет из прибыли и около 20% - за счет амортизации). Государство, преимущественно из региональных бюджетов, финансирует 20% общего объема вложений. Исключительно низка доля банковских кредитов в финансировании инвестиций - 3,5% (без кредитов иностранных банков - только 2,9%). При этом немногим более 30% предоставленных кредитов приходится на ссуды сроком более одного года. Подавляющая их часть идет на кредитование оборотных средств [18].
Эмиссия ценных бумаг, как источник финансирования инвестиций, для российских предприятий пока не стала существенной. В индустриально развитых странах на этот источник приходится около 20% поступлений финансовых средств. Российским предприятиям в настоящее время невыгодно проводить новые выпуски акций из-за их низкой стоимости. Несмотря на то, что в течение 1999-2005 гг. в большинстве случаев происходил рост котировок на фондовом рынке, цены на акции российских эмитентов остаются на низком уровне. Уровень капитализации российских компаний просто не сопоставим с уровнем капитализации ведущих мировых корпораций.