Основные направления современной финансовой политики предприятий
Дивидендная политика предприятия осуществляется по следующим основным направлениям: выбор типа дивидендной политики, выбор порядка выплаты дивидендов и определено эффективности дивидендной политики. Выбор типа дивидендной политики осуществляется в соответствии с финансовой политикой акционерного общества с учетом оценки конъюнктуры рынка. Существуют три основных типа дивидендной политики - «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный».
При консервативной дивидендной политике приоритетной целью распределения прибыли является удовлетворение потребности в ней для производственного развития предприятия, а не для текущего потребления в форме дивидендных выплат. В этом случае более высокими темпами растет стоимость чистых активов акционерного общества, а следовательно и рыночная стоимость акций. Наиболее распространенной формой консервативной дивидендной политики является политика фиксированных дивидендных выплат. Она предусматривает регулярную их выплату в неизменном размере в течение продолжительного времени без учета изменения курсовой стоимости акций.
Преимуществом политики фиксированных дивидендных выплат является се надежность. Она создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода, стабилизирует котировки акций на фондовом рынке. Недостаток же этой политики - слабая связь с финансовыми результатами деятельности компании.
В соответствии с умеренной (компромиссной) дивидендной политикой в процессе распределения прибыли текущие интересы акционеров по размерам дивидендных выплат стабильно балансируются с потребностями формирования собственных финансовых ресурсов для обеспечения развития компании.
Агрессивная дивидендная политика предусматривает постоянный рост выплаты дивидендов вне зависимости от результатов финансовой деятельности. В большинстве российских предприятиях сложилась практика выплаты дивидендов по остаточному принципу. Значительная часть прибыли распределяется в течение финансового года минуя миноритарных акционеров. Наиболее популярным аргументом неуплаты акционерам причитающейся им доли прибыли является необходимость дальнейшего развития производства и соответственно роста стоимости компаний.
Для российских предприятий характерна дифференциация отраслевой доходности акций. По доходности привилегированных акций лидируют такие отрасли как электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, автомобилестроение и химия. По доходности обыкновенных акций лидерство сохраняется за этими же отраслями.
Успешное ведение коммерческой деятельности российскими предприятиями в значительной степени зависит от избранной ими ценовой политики. К основным факторам, способствующим усилению роли цен, относятся: увеличение размеров предприятий и усложнение форм их деятельности в условиях рынка, неустойчивость макроэкономической конъюнктуры, усиление конкуренции на рынке, снижение рентабельности и общей экономической эффективности промышленного производства. Состояние системы цен - уровень, динамика, соотношение цен - существенно влияют на жизнеспособность предприятия, его финансовую устойчивость. Прежде всего, цены оказывают воздействие на платежеспособный спрос, уровень доходов, направления денежных потоков, инвестиционную активность компаний.
Ценовая политика рассматривается в контексте финансовой краткосрочной политики предприятия как ее первичный элемент. Иными словами, формирование финансовой политики должно начинаться с определения ценовой политики. Это обусловлено тем, что финансовые отношения компании возникают лишь после продажи товара (услуги) по рыночным ценам. Ценовая политика компании выступает в качестве таргетированной (задающей) системы. Все последующие действия компании в финансовой области в значительной степени ориентированы на выбранные компанией цены. По мере усиления конкуренции влияние ценовой политики на финансовое состояние компаний, их финансовую устойчивость усиливается.