Основные направления современной финансовой политики предприятий
Ценовая политика российских компаний включает: выбор типа ценовой политики, выбор формы цены реализации товара (услуги) с учетом особенностей его движения от производителя к потребителю и особенностей налогообложения товара, выбор уровня цены товара (услуги) в зависимости от конъюнктуры рынка и положения компании на нем, выбор ценового метода формирования цены товара (услуги).
Исключительно важное значение в ценовой политике занимает выбор методов формирования цены товара (услуги), конкретных способов ее формирования. Расчетные методы базируются главным образом на учете внутрипроизводственных условий предприятия. В результате использования методов данной группы компания определяет желаемый уровень цен, не скорректированный в полной мере с учетом требований реальной рыночной конъюнктуры. В финансовом менеджменте многих российских предприятий преобладает метод полных издержек. Его применяют предприятия, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантирован.
Следующим важным элементом финансовой политики предприятия на современном этапе является ее налоговая политика. Любое предприятие заинтересовано в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса и повышения финансовой устойчивости. Причем, чем выше налоговые ставки, тем сильнее заинтересованность предприятия в уменьшении налоговых отчислений. Заинтересованность в снижении налоговой нагрузки порождается и несовершенством налогового законодательства. Высокий уровень налоговой нагрузки, необоснованная усложненность налогообложения, его неустойчивость - сильная мотивация к выработке эффективной налоговой политики предприятия.
Налоговая политика предприятия, как составная часть ее финансовой политики, - это обоснованный выбор системы уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей компании. В ней следует выделить такие основные направления как выбор схемы налогового учета, выбор способов оптимизации налогов, налоговое планирование.
Действующее налоговое законодательство предусматривает необходимость создания помимо бухгалтерского учета еще и самостоятельной, автономной системы налогового учета. Однако финансовая практика российских компаний показывает неэффективность этого варианта налогового учета. Он отличается высокой трудоемкостью (в крупных компаниях от 500 до 3 млн. долларов), громоздкостью, неадекватностью российскому бухгалтерскому законодательству и налоговому учету зарубежных компаний [8].
Разработку налоговой политики с выделением самостоятельного раздела налогового учета целесообразно возложить на финансовую службу компании. Только она способна определить наиболее приемлемые (с точки зрения оптимизации финансовых потоков) способы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета. Приоритет финансовой службы в выработке и реализации налоговой политики объясняется тем, что бухгалтерия обычно использует те методы налогообложения, которые ей привычны и менее трудоемки. Бухгалтерия, как правило, при расчете налогов не учитывает интегральную, экономическую выгоду компании. Она не способна предвидеть всесторонний финансовый результат ее деятельности.
Большие потенциальные возможности оптимизации налогов заложены в учетной политике предприятия. От правильного понимания и формирования учетной политики зависит экономическая эффективность деятельности компании, ее финансовая устойчивость. В финансовой теории и практике российских компаний этот элемент финансовой политики наиболее методически разработан и обеспечен нормативной базой. Выбранная компанией учетная политика оказывает существенное влияние на величину балансовых статей, формирование себестоимости, величину собственного и заемного капитала. Грамотно сформированная учетная политика обеспечивает конкурентные преимущества на рынке.