Проблемы и пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Республике Беларусь
Как видно из вышеперечисленных нововведений, подоходный налог не претерпел существенных изменений, но вместе с тем изменил своё содержание и стал более удобным для граждан его уплачивающих.
Законом от 30 декабря 2011 г. №330-З в Налоговый кодекс РБ с 1 января 2012 г. внесены изменения и дополнения, направленные на совершенствование действующего порядка налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей.
Порядок исчисления подоходного налога не претерпел существенных изменений. Остановимся на отдельных изменениях и дополнениях, внесенных в главу 16 Налогового кодекса.
При налогообложении доходов ИП и определении налоговой базы подоходного налога изменилась последовательность применения налоговых вычетов: из доходов, подлежащих налогообложению, вычитается вначале профессиональный налоговый вычет, затем стандартные, социальные и имущественный налоговые вычеты.
Кроме того, для целей применения ИП стандартного налогового вычета размер их доходов, подлежащих налогообложению и уменьшенных на сумму профессионального налогового вычета, не должен превышать в календарном квартале 8050000 рублей (в 2011-м - 5 298 000 рублей).
С 2012 г. из Налогового кодекса исключена норма, согласно которой поступление денежных средств в качестве предварительной оплаты признавалось датой фактического получения дохода не позднее 60 дней с даты поступления предварительной оплаты. В текущем году денежные средства, поступившие в качестве аванса, задатка, предварительной оплаты, признаются доходами ИП только после отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Необходимо отметить, что с 2012 г. исключен перечень прочих расходов ИП, учитываемых в составе их профессионального налогового вычета. В результате ИП предоставлено право учитывать в составе профессионального вычета любые расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (ранее перечень расходов, относимых к прочим, являлся исчерпывающим).
Ставки, порядок и сроки перечисления налога в бюджет не изменились.
Для дальнейшей оптимизации налогообложения доходов физических лиц предлагаю следующие пути совершенствования:
. Использовать информационные технологии. Создать Интернет-ресурс, в котором любой плательщик сможет проверить правильность удержания подоходного налога из своей заработной платы, рассчитать сумму единого налога, со своих доходов, ответив на поставленные вопросы, а так же получить квалифицированную консультацию специалиста. Данное новшество значительно разгрузит инспекторов. Однако разъяснения должны быть ясными и однозначными. К минусам данного нововведения можно отнести затраты на услуги интернет-провайдеров, разъяснения все же будут давать инспектора, однако со временем сформируется база типовых вопросов, время ответа на которые существенно сократится.
. Ввести систему коэффициентов к ставке подоходного налога, единого налога, т.е. ставка будет изменяться в зависимости от возраста плательщика в большую или меньшую сторону. Так сложилось, что в нашей стране молодые люди имеют больше потребностей, чем старшее поколение. Льготами по подоходному налогу зачастую пользуются именно они. С принятием системы коэффициентов можно будет пересмотреть систему вычетов. К минусам данного нововведения относится тот факт, что существенно усложнится методика расчета, что противоречит развивающимся тенденциям в нашей налоговой системе. К плюсам тот факт, что упростится порядок предоставления льгот и снизится документооборот.
3. Упростить понятие объекта налогообложения, и налоговой базы по налогам на доходы, так что бы, каждый плательщик налога мог рассчитать и спланировать сумму налога к уплате в бюджет. Данное нововведение существенно упрощает учет доходов подлежащих налогообложению.
4. Необходимо исключить участие физических лиц в оплате налогов на доходы, имея сведения о месте трудоустройства гражданина, или реквизиты его банковского счёта для индивидуальных предпринимателей, и иных физических лиц можно производить удержания из заработной платы, или денежных средств на счёте плательщика равными частями на протяжении года, использовать практику подоходного налога. Однако возрастает нагрузка на бухгалтерию работодателя, а также на налоговых инспекторов, усложняет проверки юридических лиц налоговыми органами. Однако при этом существенно снизится нагрузка на физических лиц, уменьшится сумма неудержаных или вовремя неуплаченных налогов.