Проблемы и пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Республике Беларусь
Как в области прямого, так и косвенного налогообложения унификации подлежат следующие элементы: налоговая база; механизм налогового изъятия; методика определения места и источника налогообложения; налоговые ставки и льготы.
Решение проблемы унификации личного прямого налогообложения возможно только при создании более или менее равных условий в оплате труда и получении социальных благ.
Таким образом, экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц заключается в фискальной, социальной и регулирующей функциях налогов. При помощи налогообложения доходов физических лиц, государство регулирует, уравнивает социальные слои населения, т.е. люди с хорошим достатком имеют в собственности частные дома, автомобили, стабильный высокий уровень дохода, соответственно налоговая база больше и сумма налогов в итоге больше, чем у неблагополучных слоев общества, которые зачастую вообще освобождаются от уплаты целого ряда налогов. В дальнейшем государство расходует эти денежные средства на реализацию своих программ, финансирование бюджетного сектора экономики и т.д.
Результатом проведенного исследования в 1 главе дипломной работы является выяснение причин введения налога на доходы, его развитие и становление, а также экономическая сущность в современных в современных условия хозяйствования в Республике Беларусь.
Впервые подоходный налог на территории современной Республики Беларусь был введен в1916 году, когда её земли входили в состав Российской империи. Далее развитие механизма обложения доходов физических лиц проходило в рамках политики проводимой Российской империей, а затем СССР. В независимой Республике Беларусь история подоходного налога начинается с утверждения 21 декабря 1991 года закона «О подоходном налоге с физических лиц» № 1327 -12. Далее закон переиздавался с изменениями и дополнениями. В настоящий момент действует редакция закона от 1 января 2009 года, с изменением прогрессивной шкалы на плоскую в размере 12%, ежегодно вносятся изменения в целях упрощения и совершенствования подоходного налогообложения.
За рассматриваемый период происходит поступательное увеличение налогов уплачиваемых из доходов граждан. Сумма подоходного налога в 2011 году увеличилась на 375,6% к 2006 году, или на 6836,1 млрд. рублей, сумма налога на доходы увеличилась на 373 млрд. рублей по отношению к 2006 году, или на 301,3%, сумма единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц увеличилась на 96,2 млрд. рублей, или 139,7%. Таким образом данное увеличение является свидетельством увеличения налогооблагаемой базы, т.е доходов населения, причем наиболее быстрыми темпами увеличиваются доходы физических лиц уплачивающих подоходный налог, а также уплачивающие со своих доходов прочие налоги на доходы, в частности сбор за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма и ремесленный сбор, в то время как доходы плательщиков уплачивающих единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц увеличиваются менее быстрыми темпами, что отражается на сумме поступления этих налогов и сборов в бюджет.
По подоходному налогу с физических лиц целесообразно снизить налоговую нагрузку; повысить необлагаемый минимум и довести его до минимального прожиточного уровня. В государствах с рыночной экономикой необлагаемый минимум в пределах 20% от среднего заработка, а в Республике Беларусь - 16%, в то время как на продукты питания затрачивается около 70% доходов. Пересмотреть налогообложение работников бюджетной сферы, финансируемых за счет налоговых поступлений, в плане максимального освобождения от налогов. С целью облегчения возможности повышения благосостояния за счет своего труда освободить от налогов доходы, получаемые не по основной работе, доходы по совместительству.
Много вопросов вызывает низкий уровень необлагаемого подоходным налогом дохода. Сейчас он составляет 440000 р. на работника и 123000 р. на его несовершеннолетнего ребенка или иждивенца. Сумма это небольшая. Министерство экономики каждый год повышает эту величину.
При исследовании альтернативных вариантов ставок подоходного налога ученые пришли к выводу, что оптимальной является плоская (единая) налоговая ставка 15%. При этом необлагаемый минимум увеличивается в 4 раза, сохраняются налоговые поступления в бюджет в прежнем объеме, не увеличивается налоговое бремя на людей. В России после введения плоской ставки 13% реальный рост налоговых поступлений возрос на 19%. Плоские ставки имеют Словакия, Эстония, Украина, Латвия. Вопрос ее введения осуждается и в Польше.