Проблемы и пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Республике Беларусь
Механизм налогообложения доходов физических лиц представлен несколькими налогами и сборами. Подоходный налог и единый налог с индивидуальных предпринимателей, сбор за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма и сбор за осуществление ремесленной деятельности являются весьма эффективными, и перспективными налоговыми платежами. Отвечая современным тенденциям социально - экономического Республики Беларусь, постоянно находятся в процессе совершенствования, чему свидетельствуют ежегодные изменения и дополнения данных налоговых платежей. Однако для дальнейшего развития и совершенствования механизма налогообложения доходов и всей налоговой системы в целом необходимы и кардинальные изменения, некоторые из них предложены в дипломной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы. Значимость и важность налога на доходы в современных социально - экономических реалиях Республики Беларусь весьма высока, при достаточно невысоком уровне получаемых доходов, гражданам приходится отдавать часть полученного дохода государству. Задачей государства является, через свои финансово - фискальные институты, упростить и усовершенствовать этот процесс. Ведь чем проще, понятней и прозрачней государство будет изымать причитающиеся налоговые платежи, тем меньше налогоплательщиков будут уклонятся от уплаты налогов на доходы, что в свою очередь приведет к росту поступлений в казну государства. Так же как и для налогоплательщиков налог на доходы является важной и весьма весомой частью расходов, для государства налог на доходы является важной частью доходов. Так в 2009 г. удельный вес поступлений по налогам на доходы в общей структуре бюджета составляет 10,3%, в 2010 г. 12,4%, а в 2011 г. 12%. Полярность интересов очевидно. Хотя в конечном итоге государство осуществляет поддержку населения, через социальные трансферты, бюджетно - инвестиционные проекты в области медицины, образования и др. Необходимо проводить работу по популяризации уплаты налогов, сокращению времени на налоговый учет, сделать механизмы налогообложения простыми, доступными и понятными, для каждого налогоплательщика.
В результате проведенного в дипломной работе исследования было установлено, что действующая система налогообложения физических лиц в Республике Беларусь представлена основным налогом - подоходным. Он не только занимает ведущее место в системе налогов с населения, но и оказывает значительное влияние на формирование местных бюджетов, так как относится к разряду собственных (закрепленных) налогов и полностью зачисляется в местные бюджеты.
Подоходный налог претерпел существенные преобразования в течение действия налоговой системы Республики Беларусь. Основные направления его развития можно определить так:
- снижение ставок и уменьшение их дифференциации;
- переход в 1999г. на систему налогообложения по совокупному доходу, что обеспечило равенство всех видов доходов, независимо от видов осуществляемой деятельности;
- переход в 2009 году на плоскую ставку подоходного налога в размере 12%.
Сейчас в Республике Беларусь действует единая ставка подоходного налога в размере 12%, хотя для отдельных категорий граждан существуют ставки 9% и 15%., что отражает регулирующую функцию налога.
В последнее время намечается четкая тенденция к упрощению налогового законодательства и уменьшению налогового бремени. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовки их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.
Необходимо дальнейшее реформирование системы налогообложения по следующим направлениям:
- обложение доходов, величина которых скорректирована на уровень инфляции;
- исключение множественного обложения одних и тех же доходов;
- унификация налогообложения Республики Беларусь с налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и Европейском союзе.
В настоящее время для экономической деятельности государства и формирования единого налогового пространства имеет важное значение взаимное регулирование прямых налогов. Проблемы унификации прямого налогообложения возникают из-за дифференциации налоговых ставок и методик расчета. Идентичный порядок обложения личных доходов и сбережений позволяет создавать оптимальные условия для естественной миграции трудовых ресурсов, обмена интеллектуальной собственностью. Не только одинаковые ставки и общий подход в определении налогооблагаемой базы позволяют привести подоходное налогообложение к единому знаменателю, но и разработанная общая система зачета или освобождение от уплаты доходов, полученных за рубежом.