Основные направления совершенствования финансовой политики и укрепления финансового состояния предприятия
В настоящее время целью финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Все аспекты деятельности предприятия, отраженные в финансовом, налоговом и управленческом типах учета, поддаются управлению с помощью методов, совокупность которых и составляет систему управления финансами.
В настоящий момент для ООО «Компания Орион» характерна форма управления финансами как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между: ценой денег и рентабельностью производства; собственной рентабельностью и рентабельностью финансовых рынков, в том числе ценой заемных средств, интересами хозяйственного развития и финансовыми возможностями предприятия; возможностями экстенсивного роста объемов продаж и ограничениями рынка; рентабельностью и ликвидностью и т.д.
Целью совершенствования финансовой политики ООО «Компания Орион» является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Для достижения данной цели необходимо проведения ряда комплексных мероприятий, направленных на совершенствование финансовой политики ООО «Компания Орион», среди которых можно выделить следующие:
а) изменение ценовой политики организации, направленное на увеличении объемов продаж;
б) совершенствование структуры капитала предприятия, в том числе:
инвентаризация имущества предприятия, в том числе дебиторской задолженности;
пополнение собственных основных средств на основе выкупа арендованных основных средств по договору лизинга;
формирование оптимального запаса оборотных средств;
увеличение собственного капитала предприятия за счет нераспределенной прибыли;
пересмотр структуры кредиторской задолженности.
в) улучшение текущего финансового состояния предприятия.
Совокупность данных направлений представлена на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 - Основные направления совершенствования финансовой политики ООО «Компания Орион»
Охарактеризуем указанные направления более подробно.
А) Изменение ценовой политики предприятия.
Расчет влияния изменения цен на объемы реализации возможно с использованием методов операционного анализа, ключевыми элементами которого служат операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот вопрос результативности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания Орион» особенно важен, поскольку прибыльность (и рентабельность) его работы относительно невысока.
Операционный анализ часто называют также анализом безубыточности, поскольку он позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Поэтому точку безубыточности еще называют порогом рентабельности. Относительного снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи, либо сокращением постоянных издержек.
Рассмотрим реакцию результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия на изменение элементов операционного рычага, то есть проведем анализ чувствительности. Основой для данного измерения параметров финансовой прочности деятельности ООО «Компания Орион» является планирование предоставления основным покупателям предприятия дилерской скидки в размере 8 % на условиях отсрочки платежа.
Для расчета порога рентабельности, силы воздействия операционного рычага и запаса финансовой прочности предприятия воспользуемся алгоритмом вычислений, приведенным в таблице 3.9.
Исследования специалистов коммерческого отдела ООО «Компания Орион» по результатам ценового маркетинга рынков города Ижевска и крупнейших потребителей продукции предприятия определено, что цены на парфюмерно-косметическую продукцию в среднем обладают эластичностью (Ер) в 0,44 единиц.
Таблица 3.9 - Методика расчета порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага
1. Выручка от продаж, тыс. руб. |
(А) |
2. Переменные издержки |
(В) |
3. Валовая маржа, тыс.руб. Выручка от реализации - переменные издержки = (А) - (В) |
(С) |
4. Показатели валовой маржи 4.1. Коэффициент валовой маржи (доля валовой маржи в выручке), ед. Валовая маржа : Выручка от продаж = (C) : (А); 4.2. В процентах, % Валовая маржа : Выручка от продаж х 100 % = (C) : (А) х 100 %. |
(D) (E) |
5. Постоянные издержки, тыс.руб. |
(F) |
6. Порог рентабельности, тыс.руб. Сумма постоянных издержек : Коэффициент валовой маржи = (F) : (D) |
(G) |
7. Запас финансовой прочности 7.1. Абсолютный, тыс.руб. : Выручка от продаж - Порог рентабельности = (А) - (G) 7.2. Относительный, %: Запас финансовой прочности, в рублях : Выручка от продаж х 100 % = = (Н) : (А) х 100 % |
(H) (I) |
8. Прибыль от продаж, тыс. руб. Запас финансовой прочности х Коэффициент валовой маржи = (Н) х (D) |
(K) |
9. Сила воздействия операционного рычага Валовая маржа : Прибыль от продаж = (С) : (К) |
(L) |